Детский фольклор

Страна детей

Краеведческий музей им. П.Ф. Гущина в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране предлагает вниманию детей и взрослых ознакомиться с детским фольклором, а кому-то, возможно, и вспомнить что-то из своего детства. В данном сборнике представлены вниманию читателей разные жанры детского фольклора: считалки, жеребьёвки, скороговорки, докучные сказки, а также подвижные и домашние игры. Многие в Тулуне и Тулунском районе знают известного нашего земляка, этнографа, собирателя детского фольклора, Виноградова Георгия Семеновича, родившегося и жившего в Тулуне в конце 19 — начале 20 вв. В области этнографии и фольклора Виноградов стал большим ученым, получил звание доктора филологических наук и профессора этнографии. Сборы фольклора он проводил по всей стране, и конечно, в селах Тулунского района. Поэтому мы предлагаем вниманию читателей считалки и жеребьевки из сборов Виноградова.

Приятного времяпровождения!

Детский фольклор

Жеребьёвка

 Если игра требовала, чтобы игроки разделились на команды, проводилась жеребьевка. Выбирались два человека (называли их матками), к которым подходили игроки парами. Эти пары заранее договаривались. Каждый в паре придумывал себе название, например, «конь вороной» и «барабан золотой», и у матки спрашивали:

Матки, матки,

Чертовы лопатки!

Бочка с салом

Или казак с кинжалом?

 

Какого коня – сивого

Или золотогривого?

Коня вороного

Или казака удалого?

Конь вороной

Или барабан заводной?

Конь вороной

Или хомут золотой?

 

Шар катить или воду лить?

Канат вертеть

Или с неба лететь?

Матка, матка, чей вопрос:

Кому гриву, кому хвост?

Шар тесать

Или на воде плясать?

 

Дома быть

Или по морю плыть?                  

Каждая матки выбирает себе в команду одного из пары (например, одна берет барабан золотой, а другая коня вороного), и так далее. Так образуются команды.

 Считалки

 

Раз, два, три –

Кто не выйдет,

Тот голи.

Между нами, дураками,

Есть один большой дурак.

Раз, два, три –

Это, верно, ты.

 

Тары-бары, растабары,

Кто сидит там под столбами?

Раз, два, три –

Это, верно, ты.

 

Туни-буни, что под нами,

Под железными столбами?

Тунчик-бунчик, сам корольчик,

На тележке колокольчик.

 

Тара-бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

 

Двери растворяются,

Георгий появляется

В черном фраке,

Верхом на собаке.

 

Палочка идет,

Кого первого найдет,

Тот за палочкой пойдет.

 

Маленький мальчик

Сел на стаканчик.

В дудочку играет,

нас забавляет.

Маленький мальчик

Сел на стаканчик,

В дудочку играет,

Царя забавляет.

Царю на потешки,

Нам на орешки.

(Иркутск, Тулун.)

 

Ехала панья из Туруханья,

русы косы выплетала,

себе пана поджидала.

Панчик, расканальчик,

Ты, Родион,

Выйди вон.

На печи калачи

Как огонь горячи;

Пришел мальчик,

Обжег пальчик,

Пошел на базар,

Никому не сказал.

 

Перелетела к нам галочка,

Стала по травке ходить.

Палочка – выручалочка,

Кому из нас водить?

 

Ехал доктор на свинье,

Балалаечка в руке;

Балалаечка упала,

А свинья-то убежала.

Балалаечку поднял.

А свинью-то не догнал.

 

Я скакала, я скакала,

Себе ножку изломала;

Меня маменька ругала

И за доктором послала;

Доктор едет на свинье,

Балалаечка в руке;

Балалайка забренчит,

Меня мама забранит;

Балалайка заиграет,

Меня маменька ругает. (Тулун.)

 

Шла кукушка мимо  сети,

Ей попались злые дети;

Раз, два, три –

Это верно ты;

Раз, два, три, четыре, пять —

Одного нужно убрать. (Тулун.)

 

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кук! (Ленинград.)

 

Соломина-еромина,

Шышел, вышел. (Шабарта.)

 

Эти-бети

Лизавети,

Вышла замуж

Без корсета;

Без корсета

Жить нельзя,

Повернулась и ушла.

(Иркутск, Шерагул.)

 

Катилося яблочко

Подле саду;

Закатилося яблочко

В маленькую ямку,

Там остановилося.

Кто поднимет,

Тот выйдет. (Куйтун.)

 

Раз, два – голова,

Три, четыре – платье шили.

Пять, шесть – хлеб-соль есть,

Семь, восемь – сено косим;

Девять, десять – муку весить.

(Тулун.)

 

 

 

Ехал крестьянин,

Сломалась дуга,

Сколько гвоздей

Нужно туда? (Тулун.)

 

Пенрвенчики, другенчики —

Летали голубенчики

По божьей росе,

По поповой полосе;

 

Раз, два – голова,

Три, четыре – платье шили,

Пять, шесть – хлеб-соль есть,

Семь, восемь – сено косим;

Девять, десять – муку весить.

(Тулун.)

 

Раз, два – кружева,

Три, четыре – прицепили,

Пять, шесть – кашу есть,

Семь, восемь – деньги просим,

Девять, десять – белый месяц,

Одиннадцать, двенадцать –

На улице бранятся:

Девки делят сарафан –

Кому клин, кому стан,

Кому целый сарафан,

Кому пуговки литые,

Кому серьги золотые.

Царь-царица на лугу,

Потерял мужик дугу,

Плакал, плакал, не нашел,

К государыне пошел:

Ты, барыня-сударыня,

Роди мне сына

В четыре аршина.

Младенец не велик –

Во всю лавочку лежит;

Он стал на дыбок,

Достал потолок.

                                    Докучные сказки                                       

Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники в старину развлекали детей. Иногда ими стараются отбить у детей чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Жили-были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили-были баран да овца…

Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок,

Выкис,

Вылез,

Высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок…

Жили-были два гуся –

Вот и сказка вся!

Был дом. В доме подполье.

В подполье бочка, в бочке рак.

Кто слушает, тот дурак.

Скороговорки

 

Добры бобры идут в боры.

 

Перепелка перепелят прятала от ребят.

 

Варвара варила, варила,

Да не выварила.

 

Бык тупогуб,

Тупогубенький бычок,

У быка была

Губа тупа.

 

Три корабля лавировали, да не вылавировали.

Жили-были три японца:

Як, Якцедрак, Якцедракце-Дрони.

Жили-были три японки:

Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лимпопони.

Вот родились у них дети:

У Якцедрака с Цыпой-Дрипой – Шах,

У Яка с Цыпой – Шах-Шахмет,

У Якцедракце-Дрони с Цыпой-Дрипой-Лимпопоней –

Шах-Шахмет-Шахмони.

Хорошо на самоизоляции дома играть с детьми в интеллектуальные игры. Такое совместное времяпровождение объединяет семьи, развивает у детей мышление и логику.

Домашние игры за столом

Игра «Извозчик»

В игре участвуют двое. На листе пишутся цифры — 1 и 2. Первый участник рисует черту, соединяя эти две цифры. Затем он же пишет в стороне цифру 3, и уже второй участник соединяет чертой цифры 2 и 3. Так, чередуясь, участники игры пишут цифры и соединяют их чертой. Игра заключается в том, чтобы, соединяя цифры чертой, не пересечь другую, уже поставленную черту. Кто пересечет, тот проигрывает.

Игра «Угадай слова»

Рисуется квадрат, и в нем 16 клеток. В первом ряду, в двух последних клетках, пишутся две буквы – окончание, которое встречается в четырех словах. Например:

 

    с т
       
       
       

 

к у с т
л и с т
м о с т
п о с т

 

Кто первым из играющих напишет эти слова, то победитель. Квадрат можно рисовать также и 24, и с 32 клетками.

 

Словесные игры

Игра «В барыню»

 

Эта игра учит быть внимательным, сосредоточенным, учит быстро формулировать свои мысли.

Играют двое (реже трое – четверо), садятся друг против друга, и ведущий начинает речитативом:

— К нам барыня пришла,

Голик принесла,

Голик да веник,

Сто рублей денег.

Она наказала,

Строго приказала:

Не смеяться, не улыбаться,

Губки бантиком не делать,

Черно с белым не носить,

«Да» и «нет» не говорить!

Вы поедете на бал?

— Поеду, конечно.

— А какое платье наденете:

Белое или черное?

— Голубое!

— Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют.

— Пусть засмеют!

— Что с вами? Вы больны?

— Нет, здорова!

Ведомый попал в «западню», он сказал слово «нет», т.е. проиграл. Играющие меняются ролями, и игра продолжается.

(Голик – веник из голых (без листьев) прутьев.)

 

Игра «Чепуха»

Эта игра вызывает обилие шуток, требует находчивости, остроумия, развивает у детей чувство юмора.

Игроки выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет. Например: 1) башенный кран, 2) облака, 3) самолет, 4) бык) и т.д. Приходит водящий. Его цель назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает вопросы, играющие отвечают.

Например:

  1. – Чем ты сегодня умывался?

— Башенным краном! (Смех.)

  1. – На чем летал?

—  На облаках!

  1. – Что ты сегодня утром съел?

— Самолет! (Смех, шутки.)

  1. – А вы что съели?

— Быка. (Бык в принципе вполне съедобен. Поэтому проигравший идет водить.)

Подвижные игры

Перетягивание

(игра для мальчиков)

      Между двумя игроками чертится граница (черта). Перетягивание бывает разных видов.

  1. Игроки становятся друг против друга и, сцепившись пальцами, стараются перетягивать один другого, каждый на свою сторону.
  2. Также можно перетягивать друг друга, взявшись обоим игрокам за длинную нетолстую палку. В этой игре лучше сесть на пол (или на землю).

 

                                       Горю на камушке

(Игра для девочек)

     Игра ведется большей частью между девочками. Одна из них садится на пенек, камень и т.п., в помещении на стул, а другие размещаются на некотором от нее расстоянии. Девочка, которая сидит, говорит:

Горю, горю на камушке,

Кто меня любит, тот и выручит!

Какая из девочек прежде других успеет подбежать к ней и поцеловать, та и садится на ее место «гореть».

 

Дедушка рожок

 Сначала выбирается по жребию или считалкой «дедушка рожок» (колдун, чародей). Ему отводится дом, в котором он сидит смирно до поры, до времени. Затем остальные игроки делятся на две равные команды и расходятся на две противоположные стороны, по бокам дома «дедушки», на расстояние 5 – 10 метров. При этом каждая команда проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая этим каждая свой дом. Свободное пространство между этими чертами или домами называется полем. Когда все распределится, «дедушка» из своего дома спрашивает: «Кто меня боится?» «Никто!» — отвечают игроки и одновременно перебегают из одного своего дома в другой через поле, при этом поддразнивая «дедушку», например, таким образом: «Дедушка – рожок, на печи дыру прожег!». В это время «дедушка» ловит бегущих, и если кого поймал, то отводит в свой дом, из которого пойманный убегать не должен, а становится помощником «дедушки», помогает ловить остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока переловят всех игроков. Для следующей игры вожак выбирается опять по жребию.

 

Ступа

(Игра для мальчиков)

      Один из мальчиков садится на землю на корточки, он и есть «ступа». На голову ему кладут шапку или кепку; остальные прыгают через него. Кто сшибет с головы головной убор, тот будет «ступой», т.е. сядет на место первого мальчика.

 

Петушиный бой

(Игра для мальчиков)

     Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3 – 5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестив перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Условия. 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

  1. Руками толкать друг друга нельзя.

 

Калечина – малечина

      В эту игру играют школьники разного возраста.  Для игры нужна прямая нетолстая палка (2 – 3 см в диаметре) длиной от 50 до 150 см. Палку держат вертикально, держа на кончике одного или двух пальцев руки. Нельзя поддерживать палку другой рукой. Чтобы палка не упала, приходится делать балансирующие движения и рукой, и всем телом, шагать вперед, назад, в сторону, наклоняться и т.д. При этом следят, сколько секунд удержится палка до падения, или проговаривают речитативом стишок:

Калечина – малечина,

Сколько часов до вечера, до зимнего?

Раз, два, три…

Когда палка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного падения на пол (или на землю). Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал, прежде чем уронил палку.

Условие: счет ведет сам держащий палку, причем с оговоренной скоростью, иначе его результат не засчитывается.

Разновидности: игроки придумывают новые способы держать палку:

  • на тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове, на большом пальце ноги и т.д.;
  • слегка подбрасывая палку вверх, перемещают ее по руке, продолжая удерживать вертикально;
  • удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут по начерченной линии и т.п.

 

 

 

1 комментарий: Детский фольклор

  • Потешки — жанр детского фольклора, короткие песенки или небольшие стишки юмористического, шутливого содержания с игровыми сопровождающими движениями. Часто потешки используют вместо колыбельных песен

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930