НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ СИБИРЯКОВ

            СИБИРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ПТИЧКА-НОСОК КАК СПИЧКА»

Жил старик со старухой, жили они бедно. Старуха отправила своего старика рубить дрова. Вот он подходит к пню, и стал дрова рубить. Оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает старика: «Чево тебе, дедушка, нужно»? Он говорит: «Дров». Она ему говорит: «Иди домой, завтра все будет готово». Наутро они встают, дров у них полон двор.

Утром встала старуха, опять посылает старика просить у птички хлеба. Старик опять так же приходит, стукнул о пенек, оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает, что ему нужно. Он ей опять говорит, что хлеба. Она опять отправила домой и сказала, что завтра все будет готово. Старуха утром встала, пошла в анбар — анбар полон муки.

Старуха тогда опять послала старика, чтобы он попросил птичку сделать ее барыней, а его барином. На другой день послала старика к птичке, чтобы она сделала ее царицей, а его барином.

Когда они проснулись, то увидели, что старуха сделалась кыской, а старик кошаком. Оба голодные и мявкают.

 

                               БЫЛИЧКИ

Быличка — форма произведения устного народного творчества, бытовавшего в прошлом на Урале и в Сибири. Традиционные мифологические сюжеты о «нечистой силе», сказочных существах, домовых и прочих персонажах русских сказок сибиряки, будучи более рациональны и менее религиозны, облекали в сказания-былички, якобы имевшие место в жизни конкретных людей. Былички рассказывались обязательно со ссылкой на кого-либо.

***

«Вот еще чего сказывал Федча Таразан. Он сказывал, что в Байкале — море водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители ефтова места догадались — закинули невод и вытащили ефтих фараонов до пятидесяти: человек совсем, голова, руки и все человечье… ноги только, где лапы тут, срослись и хвост рыбий; вот ефти жители навязали прутьев и всех фараонов простегали и побросали в море; опосля как рукой сняло, фараонов не стало, ушли в другое место. Как ефтому верить?»

(Рассказ тобольского крестьянина. Записан в 1848 г.)

В данном случае рассказы жителей Байкала о тюленях обросли попутно в процессе передачи информации мифологическими добавлениями из сказаний более древних языческих времен.

***

«За селом Бугуртак, у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.

В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, — говорил, что от него идут искры.  Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.

Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро.

Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев».

(Рассказ записан летом 2000 г. от Баландина Андрея Викторовича, жителя с. Имисское Красноярского края.)

В рассказе присутствуют все элементы сибирской былички: ссылка на подлинность происходивших событий, указание времени события, подробное перечисление всех рассказчиков и ссылка на них. В быличке есть и попытка доказательства на основе современных данных.

 

                          ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ

 

  1. НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ
  • Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».
  • При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».
  • Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку (спичку). Урожай и сев будут удачны.
  • Во время посадки (клубней) картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.

 

  1. О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ.
  • Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести (золу) можно.
  • При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко или через ворота на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.
  • Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.

 

  1. О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
  • Бывает, что собака теряет аппетит. Чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста или одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».

 

  • Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка (берет) в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.

 

  1. ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА
  • При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.
  • Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником (полотенцем). По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.
  • В старину при постройке избы под окладку (нижний венец бревенчатых стен) всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матицу третью часть того, что кладут под окладку.
  • В жилом доме нельзя прорубать окно или дверь — хозяин умрет или будет вообще крупная потеря.

 

  1.    ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
  • Э! Паря, ты не тово, от моёво куска не откусывай и из чашки из моёй не пей. Изурочишь, поди, паря. Мою всю силу через рот возьмешь. Обессилишь меня.
  • Хлеб отрезанной стороной или отломанной следует класть внутрь стола. Так же точно нельзя класть ковригу или калач вверх «исподней» (нижней) коркой. В первом случае будет мало хлеба, а во втором — на том свете (черти) будут держать вверх ногами.
  • При дележе в семье [семейном разделе] старший режет ковригу ржаного хлеба на дольки по числу делящихся или имеющихся в семье мужиков. Отделяющийся берет свою часть и отходит от стола. Бабы разливают квашню и уносят свои части.
  • В старину был обычай не рушить вечером непочатую ковригу хлеба. Говорили, что «коврига спит».
  • Хлеб нельзя тыкать вилкой — на том свете (черти) самого на вилах будут поднимать.
  1. В СЕМЕЙНОМ БЫТУ
  • Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить (капризничать).
  • Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.
  • Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.
  • Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.
  • Умершему кладут в гроб кудель, а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.

 

  1. РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
  • Рассейский народ молитвенный. А мы, челдоны, их (молитвы) не знам. В нашей семье семь человек, а Иван один только знат «Отче» и «Богородицу».
  • После Пасхи до Троицы нельзя в окно ничего выбрасывать — там стоит Христос, — «штоб не ушибить ево».
  • Вечером накануне праздников нельзя мести избу и выбрасывать сор из нее. Не будет богатства у хозяев.
  • Нельзя растягиваться на лавке ногами к божнице — Бог силу отберет.
  • Всякий праздник обязательно начинается накануне с закатом солнца и кончается также с закатом солнца. Канун праздника называется «вечерей».

 

       

                                                                  И.Краснова, сотрудник музея

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31