ОНИ ЖИВЫ ПОКА МЫ ИХ ПОМНИМ…

О ГЕРОЯХ ОБОРОНЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ПОРТА

7 сентября 1854 года изрядно потрепанная объединенная Тихоокеанская эскадра судов английского и французского флотов позорно ретировалась из Авачинской бухты на Камчатке, не сумев при шестикратном преимуществе в артиллерии и троекратном – в живой силе принудить к сдаче гарнизон Петропавловского порта.

Англо-французы, понеся большие потери, вынуждены были отступить, чтобы с еще большими силами вернуться на Камчатку в 1855 году. Но… они опоздали – гарнизон Петропавловского порта был переведен на Амур, где очередная попытка англо-французов высадить свой десант на российский берег снова потерпела сокрушительную неудачу.

Царское правительство, получив известие о победе от князя Дмитрия Максутова, брат которого – Александр – погиб, командуя батареей, которая осталась в камчатской истории под названием «Смертельная», отражая – до последнего артиллериста — высадку вражеского десанта, высоко оценило этот подвиг, отметив многих из его участников высокими военными наградами: офицеров – орденами, нижних чинов и унтер-офицеров – знаками отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца.

Благодаря офицерам фрегата «Аврора», принявшего участие в обороне Петропавловского порта, которые оставили многочисленные воспоминания об этом сражении, известие о нашей победе над англо-французами распространилась по всей России. А американские, английские и французские газеты разнесли весть о позорном (даже с их точки зрения) поражении объединенной англо-французской Тихоокеанской эскадры по всему миру.
И им было чему удивляться.
И не только тому, что при таком перевесе в живой силе и артиллерии, англо-французы потерпели сокрушительное поражение.

Удивляться нужно было ЧУДУ, при котором вершилась эта победа.
30 августа англо-французские суда вошли в Авачинскую бухту. Желая произвести грозное впечатление на защитников порта, они приблизились к «красной» артиллерийской линии и были обстреляны русскими. Выстрелы были весьма меткими и результативными. На французских судах погибло шесть человек. А на следующий день стало известно о том, что командующий объединенной эскадрой английский адмирал Дэвид Прайс покончил жизнь самоубийством при весьма и весьма странных обстоятельствах – якобы адмирал сам чистил свой пистолет, неведомо для каких целей, а пистолет оказался к тому же уже… заряженным. Эта версия и по сей день гуляет по многочисленным книгам об истории Крымской войны, но в свое время еще генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский высказал мысль о том, что английский адмирал просто-напросто стал первой жертвой меткой артиллерийской стрельбы, о чем англичане «постеснялись» рассказать миру. Менее позорной в их понимании была версия о самоубийстве – адмирал внезапно, не начав сражения, струсил и пустил себе пуля в лоб, чтобы избежать позора поражения. Подчеркнем – не начав сражения, при шестикратном превосходстве в количестве пушек, и, вероятно, в двадцатикратном превосходстве по наличию пороха и ядер только на английских судах.

Итак, первое ЧУДО свершилось: выпало главное звено – главнокомандующий.
Командование принимает на себя французский адмирал Огюст Феврье-Депуант (или де Пуант в других источниках).

1 сентября французы высадили десант в обход Петропавловского порта с правой стороны (Красный Яр или Красная сопка) и достигли успеха, захватив батарею и оттеснив русских.

Но вдруг по ним открывает огонь одно из военных судов англичан и попадает в самую гущу французских десантников, которые в панике бегут к своим шлюпкам и удирают, даже не дождавшись атаки русских.

Конечно, военные стратеги посчитали это нелепой ошибкой английских артиллеристов. Мы же считаем ПРОВИДЕНИЕМ…

5 сентября началось генеральное сражение. Теперь англо-французы решили обойти Петропавловский порт с левой стороны (через перешеек, разделяющий Сигнальную и Никольскую сопки и в обход Никольской сопки по дороге, соединяющей порт с соседними поселениями). Сначала они расстреляли наши батареи, стоявшие на их пути. Главный огонь пришелся по той самой батарее Александра Максутова, которая с той поры и называется «Смертельной». Уничтожены были и батареи, прикрывающие дорогу на Петропавловск у подножия Никольской сопки.

Двести десантников высадились на перешейке, шестьсот – пошли в обход Никольской сопки.

Всей этой армаде противостояло только двести с небольшим бойцов стрелковых подразделений, включая добровольцев из числе местных жителей, – остальные защитники обслуживали оставшиеся батареи или погибли во время артобстрела.

По всем законам войны англо-французы должны были победить.
И опять ЧУДО!

Казачий пятидесятник Алексей Степанович Карандашев (впоследствии кавалер Знака отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 1024888) был прикомандирован к полевой пушке на конной тяге. Когда артиллерия англо-французов уничтожила батареи, расположенные у подножия Никольской сопки, прикрывающие дорогу на порт, то осколками убило одну лошадь, а другую ранило в глаз и ее понесло. Пушка залетела в овраг и Карандашев, обладая недюжинной силой, хотя и был ранен в руку, вытащил эту пушку и совершил из нее один-единственный выстрел. Но картечь попала в самую гущу колонны англо-французов и те в панике, ожидая очередных выстрелов, бросились не вперед – по дороге, ведущей в порт, а вверх на Никольскую сопку, прячась в гуще кедрача, не подозревая о том, что вершина Никольской сопки с противоположной стороны обрывается сорокаметровыми отвесными скалами. И когда стрелковые отряды русских пошли в штыковую атаку, они сбросили вражеский десант с этих скал. И неся большие потери, англо-французы, при четырехкратном на этот раз превышении своих сил над русскими, суматошно гребли веслами на полупустых шлюпках, бросая мертвых и раненых соотечественников и даже знамя Гибралтарского полка (английских морских десантников) на «негостеприимном» камчатском берегу.
Штыковая атака русских была традиционно стремительной и яростной. И, в итоге, враг был полностью разбит.

Сегодня, спустя более чем полтора века ( в сентябре 2024 года мы будем отмечать 170-летие Петропавловской обороны) стали известны многие из имен героев того сражения.

И не только их имена, но и названия тех мест, откуда были призваны на службу Отечества матросы Камчатского флотского экипажа, который стал ядром обороны Петропавловского порта и у которых в послужных списках имеется запись: «…в 1854 г. был в действительном сражении против англо-французской эскадры, бомбардировавшей Петропавловский порт с 18 по 28 августа; в 1855 году 8 и 9 чисел майя был в действительном сражении с судами англо-французской эскадры, состоявшей из 1-го фрегата, 1 парохода-корвета и 1-го бригата … в заливе Де-Кастри»».

Вот имена тех, кто был награжден высшей солдатской наградой того времени:
Богданов Михайло Богданов сын (1825) — квартирмейстер, имеет знак отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102501, уроженец Новгородской губернии Боровичьского уезда сельца Удовище (Никандровской волости) из дворовых людей помещика Мякинина, в 1852-1853 гг. участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Двина».

Данилов Тимофей Данилов сын (1824) – квартирмейстер, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца №. 113240,уроженец Новгородской губернии Устюженского уезда малолетних детей Самойловых деревни Анисимовой крестьянин, в 1852-1853 гг. участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Двина».
Никитин Харитон Фадеев сын (1817) – квартирмейстер, награжден знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победонолсца № 113239, уроженец г. Херсона, сын рядового, в 1835 г. поступил из Херсонского батальона кантонистов в 1-й учебный Морской экипаж, в 1852-1853 гг. участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Двина».

Предит Якуб Якуб сын (1822) – марсовый матрос, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 113242, уроженец Лифляндской губернии Венденского уезда Ратнебургского прихода мызы Стургингов, в 1848-1849 году участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Байкал».

Рейнов Андрей Петров сын (1825) – боцман, кавалер знака отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102484, уроженец города Ревеля, сын матроса, в 1853 г. в кругосветном плавании на транспорте «Диана».
Соловьев Степан Николаев сын (1813) – квартирмейстер, награжден Знаком военного отличия ордена Святого Георгия Победоносца № 102060, уроженец Костромской губернии Юрьевецого уезда деревни Быкова вотчины помещицы Бахметьевой, в 1852-1853 гг. участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Двина».

Спылихин (Спилихин) Степан Васильев сын (1790 г.р.) – боцман, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102497, уроженец Казанской губернии г. Чистополя из мещан.

Сунцов Иван Ильин сын (1831) – матрос 2-й статьи, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102496, из крестьян Вятской губернии и уезда Сулаевской волости, в 1854 г. переведен из 13-го линейного батальона в 46-й флотский экипаж.

Сутурин Иван Петров (1823) – квартирмейстер, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102492, уроженец Иркутской губернии и города из Адмиралтейских детей, в 1840 году поступил на службу из Иркутского полубатальона военных кантонистов с причислением к Иркутскому Адмиралтейству, а затем к Охотскому флотскому экипажу.

Тимофеев Игнатий Тимофеев сын (1821) – матрос 1-й статьи, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102481, уроженец Псковской губернии Порховского уезда деревни Мокрой (Пажеревицкой волости, общества Хиловского, прихода Высоцкого) из крестьян помещика Чихачева, в 1852-1853 гг. участник кругосветного плавания на транспорте «Двина».

Федоров Иван Федоров (1823) — квартирмейстер, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102498, уроженец Новгородской губернии и уезда и округа № 4 из пахотных солдат, рекрутом определен в Санкт-Петербург в матросы 2-й статьи в 1845 г., в 1848 – 1-й статьи, в 1851 г. – в марсовые, в 1853 г. – в квартирмейстеры, в 1852-1853 гг. участвовал в кругосветном плавании на транспорте «Двина».

Шестаков Иван Иванов сын (1824 г.р.) – боцман, награжден Знаком отличия военного ордена Святого Георгия Победоносца № 102493, из солдатских детей, уроженец Камчатской области.

Но это далеко не полный список героев обороны Петропавловского порта. Сотрудниками Российского государственного архива Военно-Морского флота обнаружен полный список 47-го Камчатского флотского экипажа за 1855 год. И самое главное – в этом списке указана географическая точка, откуда был призван тот или иной участник обороны Петропавловского порта.

И вот новое (теперь уже не событийное, а общенациональное, географическое) ЧУДО – в обороне Петропавловска участвовала ВСЯ РОССИЯ – большинство регионов Российской империи от Великого княжества Финляндского, Царства Польского, Эстляндской и Лифляндской губерний, губерний нынешних Республик Украины и Беларусии и далее на восток – от Пскова, Великого Новгорода, Олонца, Санкт-Петербурга, Твери, Поволжья, Сибири (особенно Восточной ее части) до Охотска и Гижигинска.

И вот самое-самое главное – теперь (спустя 170 лет) мы можем вернуть на историческую родину героев обороны Петропавловского порта их имена.
Правда, иногда трудно найти исторические параллели с теми географическими названиями, которые указаны в послужных списках матросов Камчатского экипажа – из губерний империи выделились республики, края и области современной России, уезды и волости тоже поменяли свои названия, некоторые населенные пункты вообще исчезли с лица земли.

Список республик краев и областей России, откуда прибыли на защиту Петропавловского порта матросы 47-го Камчатского флотского экипажа, огромен. Это области: Архангельская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Ярославская.
Края: Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский.

Республики: Башкорстан, Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха-Якутия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Список нижних чинов 47-го Камчатского флотского экипажа, призванных из Иркутской области:

Беломестной Лазарь Алексеев сын (1819) – матрос 1-й статьи, из крестьян Иркутской губернии Нижнеудинского округа Тулунской волости, из 14-го линейного батальона переведен в Камчатский флотский экипаж в 1850 г., в 1853-1854 гг. служит на корвете «Оливуца», в 1855 г. на этом же корвете принимает участие в сражении в заливе Де-Кастри.

Воленков Иван Ефремов сын (1818) – матрос 1-й статьи, уроженец Иркутской губернии Нижнеудинского округа Тулунской волости, переведен в Охотский флотский экипаж из 13-го линейного батальона, в 1853 г. служил на корабле РАК «Николай I»

Лушников Игнатий Фотиев сын (1808) – мастеровой, из крестьян Иркутской губернии Нижнеудинского округа Тулунской волости, в 1854 г. участвовал в обороне Петропавловского порта, 8-9 мая 1855 г. – в сражении в заливе Де-Кастри на транспорте «Двина».

Малиновский Касьян Григорьев сын (1828) – матрос 2-й статьи, уроженец Иркутской губернии Нижнеудинского округа Тулунской волости, рекрутом зачислен в 13 линейный Сибирский батальон, переведен матросом в Камчатский флотский экипаж.

Сведения о учредителях:

Администрация города Тулуна

Телефон: 8(39530) 2-16-00

Эл. почта: tulun-mer@irmail.ru

Адрес: 665268, Иркутская область, город Тулун,
улица Ленина, 99